О Центре
Новости
Корабль «Восток» (Корабль «Восток-ЗА», ЗКА)

Корабль «Восток-ЗА» (заводское обозна­чение - «объект ЗКА») был предназначен для пилотируемого полета по орбите Земли од­ного космонавта. Корабль состоял из двух отсеков: спускае­мого аппарата (СА) и приборного отсека (ПО) с тормозной двигательной установкой ТДУ-1.

Герметичный СА массой 2.4 т имел почти сферическую форму. Снаружи он покрывал­ся теплоизоляцией из асбестовой ткани, пропитанной бакелитовой смолой, толщи­ной от 40 до 110 мм. СА имел три люка диа­метром 1 м. Один у ног космонавта - техно­логический, второй над его головой - для посадки космонавта в СА и катапультирова­ния, третий - люк парашютного контейнера. В СА имелось три иллюминатора.

Космонавт в течение всего полета нахо­дился в спасательном скафандре СК-1, подключенном к бортовой системе жизнеобес­печения (СЖО). СК-1 имел возможность поддерживать пребывание космонавта в разгерметизированной кабине в течение 4 часов и при катапультировании на высоте 10 км. На корабле «Восток-6» космонавт В.В. Терешкова выполнила полет в специаль­ном женском скафандре СК-2. Скафандры СК-1 и СК-2 были разработаны и изготовлены на Машиностроительном заводе № 918 (ныне Научно-производственное предприятие «Звезда») под руководством С.М. Алексеева.

Бортовая система жизнеобеспечения (ОКБ-124, Г.И. Воронин) поддерживала в СА нормальную атмосферу с давлением 755-775 мм рт. ст. В СА находи­лись запасы воды, пищи и емкости для сбо­ра отходов. Космонавт имел возможность поддержи­вать двустороннюю радиосвязь с Землей по одной УКВ и по двум КВ-радиолиниям (сис­тема «Заря», разработка НИИ-695, Л.И. Гу­сев).   КВ-передатчики  системы  «Сигнал» (19.995 МГц) предназначались для передачи данных о самочувствии космонавта. Дубли­рованный комплект радиоаппаратуры «Ру­бин» (Отдельное конструкторское бюро Московского энергетического института ОКБ МЭИ, А.Ф. Богомолов) обеспечивал траекторные измерения. В ОКБ МЭИ была раз­работана и радиотелеметрическая система «Трал П1».

На борту имелся широковещательный ра­диоприемник. Два комплекта приемных и дешифрирующих устройств командной ра­диолинии (НИИ-648, А.С. Мнацаканян) обеспечивали прием на корабле 63 управляющих команд.

Для управления кораблем имелись систе­ма управления движением (по сути - ориен­тации и спуска) «Чайка» (ОКБ-1, Б.В. Раушенбах), оптический ориентир «Взор» (ЦКБ-598, Н.Г. Виноградов), приборная доска, пульт уп­равления и ручка ориентации (ЛИИ, Н.С. Строев).

Приборный отсек массой 2.3 т представ­лял собой два соединенных основаниями усеченных конуса. В нем размещалась аппа­ратура, обеспечивающая работу корабля в орбитальном полете. Со стороны СА ПО имел вогнутую сферическую оболочку, а с противоположной - цилиндрическую нишу для ТДУ-1 (ОКБ-2, А.М. Исаев), тягой 1600 кгс. Резервной ТДУ на корабле не было, поэтому его планировалось выводить на низкую ор­биту, с которой корабль сошел бы самостоя­тельно за счет естественного торможения в атмосфере до того, как истекут ресурсы СЖО космонавта.

СА крепился к ПО металлическими лента­ми. Как и СА, ПО был сделан герметичным и перед полетом заполнялся азотом.

Снаружи на ПО размещались два ком­плекта газовых ракетных двигателей (ГРД) системы ориентации космического корабля, работавших на сжатом азоте, который поступал из сфери­ческих баллонов, также располагавшихся на ПО. В каждом комплекте было по 8 ГРД с тя­гой по 1.5 кгс. Кроме того, на ПО размеща­лись сферические баллоны со сжатым воз­духом для СЖО, 4 антенны переговорной ра­диолинии КВ-диапазона, 4 антенны радио­контроля орбиты (РКО), антенна широкове­щательного приемника, 2 антенны системы «Сигнал», 4 антенны радиотелеметрической системы, жалюзи радиатора-излучателя си­стемы терморегулирования, датчик солнеч­ной ориентации.

Электропитание систем корабля осуще­ствлялось от серебряно-цинковых аккумуляторных батарей (ВНИИИТ, Н.С. Лидоренко). Основная устанавливалась в ПО, дополни­тельная - в СА.

Всего в различных системах корабля бы­ли использованы: 421 электронная лампа, более 600 полупроводниковых транзисто­ров, 56 электродвигателей, около 800 реле и переключателей. Суммарная длина электри­ческих кабелей составила около 15 км.

 

СА совершал посадку по баллистической траектории, при этом работал пеленг в КВ-диапазоне, а после приземления включался пеленг, работавший в УКВ-диапазоне. Парашютная система СА (НИЭИ ПДС, Ф.Д. Ткачев) имела вытяжной парашют пло­щадью 1.5 м2 (вводится на высоте около 7 км), тормозной парашют площадью 18 м2 (вводится на высоте 4 км) и основной - пло­щадью 574 м2 (вводится на высоте 2.5 км). Двигателей мягкой посадки СА не имел.

Космонавт совершал посадку отдельно от СА. Он катапультировался из СА вместе с креслом на высоте около 7 км со скоростью 20 м/с. Затем космонавт отделялся от крес­ла вместе с запасным парашютом и носи­мым аварийным запасом (НАЗ). Сначала вытягивался тормозной парашют площадь 2 м2 и на высоте 4 км – основной, площадью 83.5 м2. Космонавт приземлялся со скорость 5 м/с. Запасной парашют площадью 56 м2 вводился в случае отказа основного.

 

КК «Восток» выводился на орбиту трех­ступенчатой РН «Восток» (8К72К), при этом корабль находился под головным обтекате­лем (ГО) длиной 6.63 м и максимальным ди­аметром 2.58 м. ГО имел люк для аварийно­го катапультирования космонавта. При аварии РН на стартовой позиции космонавт катапультировался со скоростью 48 м/с из СА.

Но на такой малой высоте парашют раскрыться не мог, и поэтому для спасения кос­монавта над газоотводным каналом была натянута сетка, в которую он должен был упасть, При аварии РН на начальном участке выведения космонавт имел возможность катапультироваться из СА вместе с креслом при помощи двух пороховых двигателей, которые должны были увести его вверх и в сторону от РН на безопасное расстояние. После этого должна была срабатывать штатная парашютная система посадки кос­монавта.

 

При штатном полете все управление ко­раблем происходило автоматически, тем не менее космонавт имел возможность вручную сориентировать корабль и выдать тормозной импульс для посадки. Но в то время никто не мог предсказать реакцию нервной системы человека на условия космического полета. Чтобы лишить «обезумевшего» пилота возможности вмешаться в работу автоматики, решили поставить шифро-логический замок. Его код (число 125) был вручен в запечатан­ном конверте Ю.А. Гагарину перед стартом. В дальнейшем от кодового замка отказались.

 

  1. Антенны системы связи с Землей «Заря».
  2. Приборный отсек.
  3. Жалюзи системы терморегулирования.
  4. Сопла ориентации ТДУ.
  5. Антенны системы «Сигнал».
  6. Тормозная двигательная установка.
  7. Антенны телеметрии.
  8. Солнечный датчик.
  1. Космонавт в катапультируемом кресле.
  2. Иллюминаторы.
  3. Телекамера.
  4. Ручка управления ориентацией.
  5. Приборная доска.
  6. Антенны командной радиолинии.
  7. Спускаемый аппарат.
  8. Баллоны со сжатым газом системы ориентации.

 

RSS | Архив новостей
Для подписки на новости введите Ваш e-mail:
Выберите рубрику
Интересные факты
Что видно из космоса
Долгое время бытовал миф о том, что единственным рукотворным объектом, видимым из космоса, является Великая Китайская стена. Однако как раз эту стену увидеть трудно, особенно если не знаешь где именно её искать. Это подтвердил даже первый китайский тайконавт Ян Ливэй. Что касается других объектов, то из космоса хорошо видны египетские Пирамиды. Внимательный взгляд космонавта также может различить многие большие города и шоссе, аэропорты и плотины.