О Центре
Новости
Орбитальный корабль 7К-ОК

Работами по созданию 7К-ОК непосред­ственно руководили К.Д. Бушуев, М.К. Тихонравов и К.П. Феоктистов (компоновка и кон­струкция), Б.Е. Черток (комплекс бортовых систем). Ведущим конструктором 7К-ОК сначала являлся Е.А. Фролов, а затем -А.Ф. Тополь.

Корабль 7К-ОК «Союз» состоял из трех от­секов: спускаемого аппарата (СА), бытового (БО) и приборно-агрегатного отсека (ПАО). Отсеки соединялись между собой механиче­ски и на этапе спуска с орбиты разделялись с помощью пиротехнических устройств. Масса корабля составляла 6.4-6.5 т, длина (по корпусу) - 6.98 м, максимальный диа­метр - 2.72 м, объем двух жилых отсеков (БО и СА) по гермокорпусу - 10.45 м3, свободный объем - 6.5 м3. Время активного су­ществования на орбите - до 10 суток.

СА (масса - 2.8 т, максимальный диаметр - 2.2 м, длина - 2.16м, свободный объем 2.5 м3) предназначался для размещения экипажа (от одного до трех космонавтов) на участке выведения на орбиту, при управлении кораб­лем в полете и во время приземления.

БО массой 1.2-1.3 т состоял из двух полу­сфер диаметром 2.2 м, соединенных цилинд­рической вставкой высотой 0.3 м, свободный объем - 4 м3. Он использовался как рабочий отсек, служил местом проведения экспери­ментов, отдыха и питания экипажа. БО имел два обзорных иллюминатора и два люка. Ни­жний люк предназначался для перехода эки­пажа в СА, боковой (диаметром 0.64 м) - для посадки экипажа в корабль на стартовой по­зиции и для выхода космонавтов в открытый космос. Во время этой операции весь БО ис­пользовался как шлюзовая камера. В отсеке также располагались пульты управления, приборы и агрегаты, бытовое оборудование и научная аппаратура. Снаружи на верхней части БО размещался стыковочный агрегат, а также антенны радиокомплекса.

ПАО массой 2.7-2.8 т предназначался для размещения аппаратуры и оборудования основных бортовых систем корабля. Конст­руктивно ПАО состоял из трех отсеков: переходного (ПхО), приборного (ПО) и агрегат­ного (АО).

Отсеки корабля снаружи закрывались экранно-вакуумной теплоизоляцией (ЭВТИ) с внешним слоем из стеклоткани зеленого цвета. Все беспилотные корабли оснаща­лись системой автоматического подрыва объекта (АПО; НИИ-137, В.А. Костров).

Система ориентации и управления движе­нием (СОУД) корабля (отдел № 27 ОКБ-1, Б.В. Раушенбах) обеспечивала ориентацию корабля на орбите и выполнение маневров. Система обеспечивала также солнечную ори­ентацию, при которой корабль разворачивался так, чтобы свет падал на солнечные бата­реи. В качестве датчиков использовались трехстепенные гироскопы, датчики угловых скоростей, акселерометры, а также приборы для построения ориентации: солнечные, звездные, ионные датчики и датчики инфра­красной вертикали Земли (последние стали устанавливаться, начиная с корабля №7).

Для работы в условиях орбитального по­лета корабль 7К-ОК имел систему командной радиолинии (КРЛ), радиотелеметричес­кую систему БР-9 (НИИ-885, М.С. Рязанский), телевизионную систему «Кречет» (ВНИИТ, И.А. Росселевич), систему радиосвязи «Заря» (МНИИ РС, Ю.С. Быков), которая работала в КВ- и УКВ-диапазонах и обеспечивала связь на орбите при спуске после разделения отсеков (с помощью щелевой антенны, встро­енной в теплозащиту крышки люка СА), а также пеленгацию и связь после посадки.

В систему электропитания корабля вхо­дили: основная буферная (емкость 300 Ач) и резервная (75 Ач) серебряно-цинковые аккумуляторные батареи (АБ). Для подза­рядки буферной батареи использовались солнечные батареи, жестко закрепленные на корпусе ПАО (две панели общей площа­дью 11-14 м2 и размахом 8-11 м). Напряже­ние электросети равнялось 24 В.

 

Корабли 7К-ОК оснащались радиотехни­ческой системой сближения и стыковки «Иг­ла» (НИИ-648, А.С. Мнацаканян), которая поз­воляла производить стыковку кораблей как в автоматическом режиме (основной вариант), так и в ручном (запасной вариант).

Для выполнения стыковки на корабли ус­танавливались стыковочные агрегаты двух видов: активный («штырь») и пассивный («ко­нус»). Агрегаты обеспечивали жесткое механическое стягивание и соединение электри­ческих разъемов кораблей. Внутреннего лю­ка-лаза не было, и поэтому переход космо­навтов из одного корабля в другой мог быть осуществлен только в скафандрах через от­крытый космос. В зависимости от агрегата стыковки корабли разделялись на два вида: активные (обозначались как 7К-ОК(А) и имели четные заводские номера) и пассивные (7К-ОК(П) с нечетными заводскими номерами).

Форма СА, положение его центра масс и система управления спуском (СУС) позволяли спускаемому аппарату совершать управляе­мый спуск с аэродинамическим качеством 0.25 (с перегрузкой не более 3-4 g). Управле­ние спуском осуществлялось с помощью газовых реактивных двигателей (ГРД), работаю­щих на перекиси водорода. В СУС входили два ГРД по рысканию и два ГРД по тангажу тягой по 7.5 кгс, а также два ГРД по крену тягой по 15 кгс. СА мог совершать спуск и по баллис­тической траектории (это был запасной ва­риант посадки) с перегрузкой 7-8 g и более.

Корабли 7К-ОК оснащались двумя пара­шютными системами (НИЭИ ПДС, Ф.Д. Тка­чев, с 1968 г. Н.А. Лобанов). Основная систе­ма парашютирования (ОСП) имела купол площадью 1000 м2, запасная система пара­шютирования (ЗСП) - купол площадью 570 м2. Парашюты размещались в герметич­ных контейнерах в СА, имевших форму эллиптического цилиндра (объем для ОСП 0.27 мЗ и 0.17 мЗ для ЗСП).

На кораблях 7К-ОК экипаж выполнял по­садку, находясь в спускаемом аппарате. Для этого на днище СА, под сбрасываемым ло­бовым экраном, устанавливались четыре двигателя мягкой посадки (ДМП; завод «Ис­кра», И.И. Картуков). Скорость приземления СА на ОСП составляла 6-8 м/с. ДМП включа­лись непосредственно у поверхности и гасили эту скорость до нуля. СА мог совершать посадку как на сушу, так и на воду.

 

Для корабля «Союз» принципиально по-новому была решена проблема спасения экипажа в случае аварии РН - была специ­ально создана система аварийного спасения (САС). Главным ее элементом была твердо­топливная двигательная установка (завод «Искра»), устанавливаемая на головной об­текатель. В отличие от «Востока», где отделе­ние корабля от РН могло быть выполнено только после выключения ее двигателей, САС «Союза» позволяла осуществить спасе­ние экипажа и на активном участке траекто­рии, при работающих двигателях ракеты.

Так как запуски «Союзов» должны были выполняться попарно с интервалом в сутки, то было решено использовать две стартовые площадки: № 1 («гагаринскую») и № 31, кото­рая использовалась для боевого дежурства МБР Р-7А и с 1964 г. - для запусков беспи­лотных КА.

Корабли 7К-ОК выводились на орбиты с апогеем 220-230 км, перигеем 180-210 км, наклонением 51.7о и периодом обращения 88.4-88.6 мин.

  1. Штырь активного агрегата стыковки.
  2. Отсек агрегата стыковки без внутреннего люка-лаза.
  3. Бытовой отсек.
  4. Антенна системы «Игла».
  5. Кресло «Казбек».
  6. Спускаемый аппарат.
  7. Двигатель причаливания и ориентации.
  8. Приборный отсек.
  9. Агрегатный отсек.
  1. Тороидальный приборный отсек.
  2. Корректирующе-тормозная двигательная установка.
  3. Антенна поиска и сближения.
  4. Радиатор системы терморегулирования.
  5. Датчик инфракрасной вертикали.
  6. Солнечная батарея (в сложенном положении).
  7. Визир-ориентатор.
  8. Выходной люк.
  9. Поручень.

 

RSS | Архив новостей
Для подписки на новости введите Ваш e-mail:
Выберите рубрику
Интересные факты
Что видно из космоса
Долгое время бытовал миф о том, что единственным рукотворным объектом, видимым из космоса, является Великая Китайская стена. Однако как раз эту стену увидеть трудно, особенно если не знаешь где именно её искать. Это подтвердил даже первый китайский тайконавт Ян Ливэй. Что касается других объектов, то из космоса хорошо видны египетские Пирамиды. Внимательный взгляд космонавта также может различить многие большие города и шоссе, аэропорты и плотины.