О Центре
Космический корабль 7К-ТМ (11Ф615А12) (Программа «ЭПАС»)

15 декабря 1972 г. в ЦКБЭМ был выпущен эскизный проект корабля 7К-ТМ. Корабль был разработан на базе КК 7К-Т (11Ф615А8). Стартовая масса 7К-ТМ составляла 6790 кг, длина по корпусу - 7.13 м. Экипаж корабля состоял из двух человек, ресурс системы жизнеобеспечения - 15 человеко-суток. Для запуска КК в ноябре 1972 г. было решено использовать РН  11А511У «Союз-У», которая позволяла вывести на орбиту полез­ной нагрузки на 200 кг больше, чем РН 11А511 «Союз», применявшаяся для запусков корабля 7К-Т. В связи с большими на­грузками, действующими на КК при выведе­нии, конструкция 7К-ТМ была соответствен­но доработана.

Для обеспечения стыковки с «Аполлоном» был разработан и установлен на бытовом от­секе (БО) корабля 7К-ТМ андрогинный пери­ферийный агрегат стыковки (АПАС; позднее использовалось обозначение АПАС-75). В конструкции узла применялись электро­механические приводы-демпферы, обеспе­чивавшие выдвижение стыковочного кольца с тремя направляющими «лепестками» пе­ред стыковкой и гашение энергии удара при стыковке двух КК (в конструкции американ­ского узла использовались отдельно гидрав­лические демпферы и независимые от них электромеханизмы выдвижения кольца). Для обеспечения сближения с «Аполлоном» на 7К-ТМ устанавливался радиоответчик ка­нала измерения дальности для дальнего этапа сближения, мишень, импульсные све­товые маяки и новые бортовые огни для эта­па ручного причаливания. Ненужная для по­лета по программе ЭПАС система «Игла» демонтировалась.

Система жизнеобеспечения была рас­считана на давление 520 мм рт. ст. при повышенном (до 40%) содержании кислорода. Для обеспечения такого состава атмосфе­ры на борту 7К-ТМ выполнялась следующая процедура. После того, как экипаж занимал места в спускаемом аппарате корабля и за­крывались люки между СА и БО, а также внешний люк БО, проводился наддув БО кислородом на 135 мм рт.ст. После выхода корабля на орбиту открывался клапан вы­равнивания давления между СА и БО, что обеспечивало одинако­вый химический состав ат­мосферы в обоих отсеках. Затем проводился сброс избыточного давления за борт до 520 мм рт.ст. После расстыковки с «Аполлоном» и перед спуском 7К-ТМ на Землю проводился повтор­ный наддув отсеков корабля до нормального атмосферного давления 760 мм рт.ст. с помощью специально разработанного нового агрега­та наддува в составе систе­мы обеспечения газового состава. Кроме того, в со­ставе системы жизнеобес­печения 7К-ТМ были уста­новлены дополнительные регенераторы атмосферы для обеспечения 7-суточного полета. Применение ат­мосферы с большим содер­жанием кислорода потребовало разработки для 7К-ТМ целой системы специальных противопожарных мер. Внутри СА и БО использовались только специаль­ные негорючие и нетоксичные материалы. Впервые на советском корабле установили пенные огнетушители, а для членов экипажа были даже созданы специальные, неэлектризующиеся и негорючие полетные комби­незоны.

В состав системы электропитания были вновь (как первоначально на корабле 7К «Союз») введены две развертываемые трехсекционные солнечные батареи. Это позво­ляло увеличить длительность полета кораб­ля с 3 до 7.5 суток.

Для обеспечения электромагнитной со­вместимости «Союза» с «Аполлоном» была создана новая цифровая телеметрическая система (вместо старой с времяимпульсной модуляцией). В БО корабля была установле­на модернизированная телевизионная сис­тема «Кречет», позволявшая передавать с борта цветные репортажи. Кроме того, на 7К-ТМ была ус­тановлена новая система «Ветка» для обес­печения межбортовых переговоров с «Апол­лоном».

 

  1. Сервисный модуль SМ корабля «Аполлон».
  2. Командный модуль СМ.
  3. Стыковочный модуль DM. 
  4. Агрегат стыковки АПАС-75. 
  5. Бытовой отсек (БО) корабля «Союз».
  6. Спускаемый аппарат (СА). 
  7. Приборно-агрегатный отсек (ПАО).
  1. Солнечные батареи. 
  2. Баллоны системы наддува модуля DM. 
  3. Стыковочные мишени.
  4. Двигатели РСУ корабля «Аполлон».
  5. Антенны системы связи.
  6. Сопло маршевого двигателя корабля «Аполлон».

 

RSS | Архив новостей
Для подписки на новости введите Ваш e-mail:
Выберите рубрику
Интересные факты
Американцы на МКС
Американцы на МКС используют стыковочный механизм, разработанный ещё для проекта «Союз — Аполлон».