О Центре
Новости
Новости

Космонавт решил стать педагогом

23 ноября 2012

Космос и педагогика — что между ними общего?! Однако Сергей Ревин, месяц назад вернувшийся из экспедиции на МКС, уверен, что он и его коллеги, а также космонавтика в целом способны оказать существенное влияние на образовательный процесс в школах и институтах, а также стать эффективнейшим и убедительнейшим мотиватором для детей и юношества. И потому отправился учиться на педагога.

История Сергея Ревина, который шел к своей мечте — полету в космос — долгих 16 лет, редкий сегодня пример упорства в достижении цели. В 1996 году Сергей попал в отряд космонавтов, но полетел на орбиту только в 2012 году. Сперва он не смог пройти полный цикл подготовки из-за проблем с вестибулярным аппаратом, но методично проходил тренировки на выживание, на выносливость… А когда оказался физически готов, началось плотное сотрудничество Роскосмоса с Европейским космическим агентством, развернулся космический туризм, и это больно ударило по российским космонавтам-новичкам, за плечами которых еще не было полетов. В нулевые годы в ответственные экспедиции брали уже имеющих опыт, да и общее число наших космонавтов резко снизилось, и Сергей то попадал в основной состав, то оказывался в дублерах, то снова попадал в списки…

Но упорство в итоге привело к успеху — совсем недавно Сергей вернулся из 4-месячной экспедиции на МКС.

«МК» поймал героя в стенах Московского гуманитарного университета, в котором космонавт… учится в аспирантуре!

— Сергей, зачем вам быть гуманитарием и технарем?

— Космическая отрасль дает великолепные возможности самореализации. С одной стороны, это глобальная сфера, которая требует множество молодых специалистов, которые без шуток найдут в ней великолепную мотивацию сопричастности к великому делу, с другой — относительно закрытая область, персоны из которой обладают нешуточным влиянием и убедительностью для молодежи. Людей, побывавших на орбите, ничтожно мало в масштабах планеты, и им есть что рассказать школьникам и студентам. И поэтому я, технарь, физик, электронщик, ощутил в себе столь странную, как может показаться, гуманитарную тягу к образовательной деятельности и поступил в аспирантуру МосГУ…

— О чем ваша диссертация?

— Моя тема называется «Педагогическая деятельность космонавта в процессе профессиональной подготовки». Специфика работы на орбите дает космонавтам взгляд на вещи и философию, которую невозможно обрести на Земле. К примеру, взгляд на экологию «земного» эколога и космонавта принципиально различаются. Из космоса реально видно, что планета пульсирует и дышит, как живое существо, космос предоставляет уникальнейшие возможности по контролю состояния планеты и, следовательно, спасению ее от экологических катастроф… У космонавтов есть уникальные возможности по убедительному донесению этих знаний до людей, в первую очередь до детей. Мы можем формировать принципиально иное отношение к окружающей среде и планете в людях начиная со школы, но это надо делать профессионально, с учетом педагогической науки, а не только эпизодическими визитами на открытые уроки. И я хочу, чтобы в итоге моя диссертация стала помощью для самых разных педагогов в самых разных учебных заведениях, которые могли бы ей пользоваться для составления методических программ, пособий и материалов, с помощью которых можно сделать слово «экология» из чего-то туманно-невнятного реально близким детям!

— Что такое космонавтика сегодня с глобальной точки зрения?

— Сегодня космос можно условно поделить на «повседневные» орбитальные полеты и перспективные полеты к другим планетам — Луне, Марсу и т.д. Я считаю, что орбитальные полеты сегодня даже не столько важны с точки зрения тренировок перед межпланетными путешествиями или различных экспериментов (которые сегодня отлично делаются и на земле или вообще при помощи математического моделирования), сколько в качестве… социальной работы. «Космическая социальная работа» — это звучит странно, но на деле она вполне реальна, и сила ее воздействия на людей колоссальна. Космонавты, как прямо с орбиты, так и вернувшись на землю, способны быть невероятно убедительным мотиватором для молодежи! Да, общение со школьниками и студентами, выступления, конференции, книги и видеоматериалы не дают конкретного эффекта «здесь и сейчас» — это вам не созданный на орбите новый полупроводник или химическое вещество, которое можно пощупать руками… Но это работа на будущее, а нам сейчас на самом деле важнее воздействие на умы, нежели какая-то реальная технология, пусть и нужная и полезная… Американцы чрезвычайно эффективно используют свои успехи в космосе для повышения патриотизма граждан, для подъема популярности науки в обществе, для притока новых кадров во все высокотехнологичные сферы. У нас же это страшно недооценено…

P.S. В четверг, 22 ноября, Cергей Ревин провел свою первую встречу с подрастающим поколением — студентами вуза, в котором теперь учится, и учениками близлежащих школ.

Евгений Балабас, "Московский комсомолец"

http://www.mk.ru/daily/newspaper/article/2012/11/22/777937-kosmonavt-reshil-stat-pedagogom.html

Источник: http://www.mk.ru/daily/newspaper/article/2012/11/22/777937-kosmonavt-reshil-stat-pedagogom.html
RSS | Архив новостей
Для подписки на новости введите Ваш e-mail:
Выберите рубрику
Интересные факты
Полеты на Луну. Открытки
Когда НАСА готовило к запуску лунные миссии, ни одна страховая компания не взялась застраховать жизнь астронавтов, так как риски были слишком велики. Чтобы компенсировать семьям астронавтов расходы после возможной гибели последних, НАСА выпускало специальные открытки, на которых члены экипажа расписывались перед самым вылетом. Если бы кто-то из астронавтов погиб, их семьи смогли бы продать открытки коллекционерам по хорошей цене, однако все лунные полёты от Аполлона-11 до Аполлона-16 в итоге обошлись без жертв.