О Центре
Новости
Новости

Высадка на Луну: для космонавтов закупают вертолеты (интервью с начальником Центра подготовки космонавтов Юрием Валентиновичем Лончаковым)

17 апреля 2014

Руководитель Центра подготовки космонавтов Юрий Лончаков - о создании единого полигона и споре из-за зарплат

Герой России Юрий Лончаков, бывший командир отряда космонавтов, вернулся в родной ЦПК им. Гагарина в должности начальника. Он сменил на этом месте другого космонавта — Сергея Крикалева. Несмотря на большую занятость, связанную с новыми обязанностями, Юрий Валентинович нашел время в канун Дня космонавтики поделиться с «МК» своими планами в качестве руководителя ЦПК.

49-летний Юрий Лончаков — родом из Казахстана. С отличием окончил Оренбургское авиационное высшее военное училище летчиков. С красным дипломом окончил Высшую военно-инженерную академию им. Жуковского, Академию госслужбы при Президенте РФ по профилю «Государственное и муниципальное управление». Доктор технических наук, совершил три космических полета.

— Какие цели вы ставите для себя в этой должности?

— Их много. Например, требуется развитие информационного обеспечения. В частности, хочется, чтобы у нас в ЦПК поскорей появился Центр информационных технологий с тренажерами, программами, помогающими космонавтам отрабатывать навыки по различным видам корабельной и внекорабельной деятельности, включая и перспективные ее виды, связанные с подготовкой пилотируемого полета к Луне.

— А чего не хватает сейчас?

— Комплекса, на котором мы могли бы моделировать все физические процессы, происходящие в космосе. К примеру, сегодня мы можем только представлять себе движение воздушных потоков внутри станции, влияние конвекции. Но увидеть или почувствовать их при помощи тренажеров — это совсем другое дело.

Роскосмос работает над созданием перспективной пилотируемой транспортной системы (ППТС), и для нее также необходимы высокотехнологичные макеты. Надо отрабатывать навыки управления новым кораблем, его консервации, расконсервации, дооснащения.

Дооснащение и модернизация требуются и реальной технике, имеющейся на балансе ЦПК. Так, давно пора заменить старый самолет Л-39, на котором космонавты поддерживают навыки пилотирования. Предполагаем, что на смену ему придет наш отечественный Як-130, на который сейчас переходят все летные училища. Это первый учебно-тренировочный самолет, построенный в России после распада СССР.

Замена требуется и самолету Ил-76, на котором сейчас моделируется невесомость. Уже есть его более современная модификация, в которой значительно увеличен объем грузовой кабины, заменены двигатели — новые обладают большей тягой и экономичностью. Также планируем заменить Ту-134, который доставляет космонавтов на Байконур, а также с места посадки в Звездный городок. Тут скорее всего предпочтение будет отдано самолетам Ту-214 или Ту-204. В дальнейшем на одном из них скорее всего будем доставлять космонавтов и персонал на новый космодром Восточный.

— Слышала, что ЦПК будет закупать тренировочные вертолеты. Для чего?

— Это не совсем новое начинание. Еще в 1960-х годах космонавты проходили подготовку на вертолетах, когда готовились к лунной миссии. Ведь они позволяют отработать вертикальную посадку, которая ждет космонавтов на Луне.

— Теперь — о базах для подготовки космонавтов. Планируется ли как-то расширить их спектр?

— Помимо испытаний космонавтов в зимнем лесу, в казахской степи, мы проводим тренировки на базе МЧС в Подмосковье, где есть специальное озеро для приводнения спускаемого аппарата. Если есть необходимость отработать приводнение на море, используем сочинскую базу. Так что спектр тренировок у нас широк. Но... не совсем полон. В частности, нам бы хотелось возобновить горные тренировки, которые во времена СССР проводились в Казахстане. Правда, произойдет это снова в нашей бывшей братской республике или в другом месте — пока вопрос. А вообще есть идея создания единого полигона для отработок навыков выживания в разных климатических зонах. Море, зимний лес, пустыня — все в таком полигоне будет смоделировано, как в природе. Если у нас получится, то в будущем мы будем существенно экономить на доставке космонавтов в различные регионы.Кроме того, у нас есть планы по модернизации имеющейся сейчас в ЦПК гидролаборатории. Ее 5 тысяч кубометров воды и 12 метров глубины скоро не будет хватать для погружения полноценной платформы с макетом МКС.

— Детский космический лагерь продолжит свою работу?

— Конечно. Мало того, мы планируем создать полноценный образовательно-просветительский и туристический центр. Это будет что-то вроде космического Диснейленда, куда люди смогут приезжать на целый день и с удовольствием проводить время, совершая экскурсии по нашим тренировочным залам, катаясь на специально построенных для них «космических» аттракционах. К примеру, взрослые смогут попробовать полетать в аэродинамической трубе, испытать себя в центрифуге. Детям, конечно, будет предложено что-нибудь попроще, но не менее интересное.

— В конце 2013 года было много разговоров о том, что космонавтам недоплачивают положенные им деньги. Сергею Волкову пришлось даже судиться с Крикалевым, чтобы вернуть полагающуюся ему прибавку. Для других космонавтов этот вопрос решен?

— Вопрос с компенсациями космонавтам решен. Было просто недопонимание, сейчас нам все разъяснили.

— А как обстоит не менее острый вопрос с жильем?

— Дома для космонавтов будут обязательно строиться.

 

Источник: Газета "Московский комсомолец", автор Наталья Веденеева
RSS | Архив новостей
Для подписки на новости введите Ваш e-mail:
Выберите рубрику
Интересные факты
Что видно из космоса
Долгое время бытовал миф о том, что единственным рукотворным объектом, видимым из космоса, является Великая Китайская стена. Однако как раз эту стену увидеть трудно, особенно если не знаешь где именно её искать. Это подтвердил даже первый китайский тайконавт Ян Ливэй. Что касается других объектов, то из космоса хорошо видны египетские Пирамиды. Внимательный взгляд космонавта также может различить многие большие города и шоссе, аэропорты и плотины.