О Центре
Новости
Новости

Начальник Центра подготовки космонавтов Юрий Лончаков: «Все, кто говорит, что космические полеты - это легко, глубоко ошибаются»

22 апреля 2014

О планах развития Центра подготовки космонавтов (ЦПК) и перспективах российской пилотируемой космонавтики в эксклюзивном интервью «Интерфаксу-АВН» рассказал российский космонавт Юрий ЛОНЧАКОВ, который делает первые шаги на посту начальника Центра.


- Юрий Валентинович, какими вы видите первоочередные задачи для начальника ЦПК?

- В первую очередь, конечно, надо думать о нашей уникальной учебно-тренировочной базе. В ближайшее время предстоит серьезная модернизация гидролаборатории. Международная космическая станция, на которой работают подготовленные нами космонавты, сейчас весит 400 тонн, её длина равна 70 метрам, ширина 110 метрам, а объем - 1000 кубических метров. В принципе, той гидролаборатории, которая имеется в ЦПК, уже не хватает для подготовки экипажей. Поэтому мы в первую очередь начнем работы по модернизации этого объекта.

Затем будем обновлять наш авиационный парк. На самолетах космонавты проходят общекосмическую подготовку, совершают тренировочные полеты на невесомость, а также отрабатывают методики визуально-инструментального наблюдения.

Есть планы по модернизации центрифуги для подготовки экипажей разрабатываемого пилотируемого транспортного корабля нового поколения, а также по созданию единого полигона для подготовки космонавтов к выживанию в различных климатических и географических условиях. Стоит вопрос по модернизации реабилитационной базы ЦПК, поскольку надо повышать качество реабилитационного обслуживания космонавтов и сокращать срок их восстановления после полетов в космос, чтобы они могли быстрее возвращаться к полноценной профессиональной деятельности на земле.

Помимо того, мы думаем о создании комплекса подготовки космонавтов с использованием виртуальной реальности. Например, когда я готовился к первому полету на "шаттле", мы в США проходили тренировки на тренажере виртуальной реальности по использованию "сейфера". Это ранец с 48 микродвигателями, который надевается на американский скафандр при выходе в открытый космос. Это устройство предназначено для возвращения астронавта на космическую станцию в случае, если тот по каким-то причинам отстыковался от поверхности станции.

В целом состояние материально-технической базы ЦПК обеспечивает выполнение задач Федеральной космической программы в части пилотируемых программ.

- Означает ли появление виртуальных тренажеров, в том числе для «сейферов», что в ближайшее время у российских космонавтов появятся новые средства передвижения в космосе?

- Еще в 2008 году, когда я отправлялся в крайний полет, нам рассказывали о разработке нашего российского «сейфера» - ранца для безопасного нахождения в безвоздушном пространстве. В скором времени, я надеюсь, мы его получим. Думаю через год-два. Очень бы хотелось получить такое устройство для работы на внешней поверхности МКС.

- Когда в ЦПК может появиться тренажер пилотируемого транспортного корабля нового поколения?

- Сейчас мы начнем модернизацию центрифуги, на которой будем проводить тренировки по динамическому спуску на перспективном корабле. Плюс к этому, уже идет разработка тренажеров подготовки космонавтов для работы с новым кораблем. Под новые тренажеры мы планируем строительство новых зданий на территории ЦПК. Пока все работы находятся на стадии проектов, но мы уже думаем о перспективах. Я рассчитываю, что мы успеем к первому пилотируемому запуску корабля нового поколения подготовить специалистов.

- Расскажите подробнее о закупках самолетов. Самолеты каких типов нужны ЦПК?

- Необходимые ЦПК самолеты мы внесли в государственный консолидированный заказ. Мы заказали Ил-476, которыми планируем обновить парк самолетов Ил-76. Эти самолеты используются для тренировок космонавтов на невесомость. Пока же два Ил-76 прошли регламент и продолжают использоваться для тренировок.

Заканчивается летный ресурс у имеющихся в нашем авиапарке самолетов Ту-134. Планируем приобрести им на замену один-два Ту-204 в комплектации, обеспечивающей полеты на визуально-инструментальные наблюдения, а также способные выполнять доставку экипажей и сотрудников ЦПК на Байконур и на космодром Восточный. Процесс переговоров по закупке данных самолетов уже завершен. Надеемся, что в ближайшем будущем у нас появятся новые самолеты.

Мы также планируем заменить, как минимум, четыре учебно-тренировочных самолета Як-130, которые придут на замену старым самолетам Л-39 чешского производства. Як-130 сейчас, насколько мне известно, поступают в летные училища и неплохо себя зарекомендовали.

- Вы рассказали о планах расширения гидролаборатории, но имеет ли смысл модернизация такого крупного объекта, учитывая, что пока срок эксплуатации МКС определен странами-участниками только до 2020 года?

- Не до 2020 года, а до 2024 года, как предложили наши американские партнеры. Пока это решение не согласовано, но я надеюсь, что страны-партнеры примут решение о продлении работы станции. Кроме того, мы смотрим на перспективу. Я надеюсь, что в разрабатываемую сейчас Федеральную космическую программу на 2016-2025 годы внесут пункт о создании национальной российской станции на околоземной или окололунной орбите. В этом случае модернизированная гидролаборатория, с увеличенным резервуаром, с новой монтажной платформой, нам очень понадобится. Сейчас проект обновления этого уникального сооружения находится в работе.

- В прошлом году в ЦПК был продемонстрирован прототип российского робота-космонавта. Планируется ли развивать это направление?

- Мы намерены использовать в своей деятельности все инновационные технологии, все имеющиеся робототехнические средства. Космонавтов, которые уже слетали в космос, имеющих за плечами богатый опыт работы на орбите, мы сейчас привлекаем к сотрудничеству с промышленностью с целью разработки новых технологий. Эта работа ведется ЦПК активно.

- Ходят слухи ухода из отряда космонавтов Сергея Залётина? Соответствует ли эта информация действительности? Почему космонавты уходят из отряда, даже если уже назначены в экипаж и готовятся к полету?

- Каждый космический полет - это тяжелая работа, связанная с риском для жизни и здоровья человека. В ходе многомесячной работы в условиях невесомости вымывается кальций из костей, атрофируются мышцы, происходят изменения в составе крови. После космического полета космонавты тратят длительное время на адаптацию и восстановление здоровья. Ребята ведь не просто уходят без причины. Кто-то уходит по здоровью, кто-то - по иным обстоятельствам. Что касается Сергея Залётина, то он у нас назначен в экипаж, проходит подготовку, никуда уходить не собирается.

- Когда можно ожидать следующего набора в отряд космонавтов?

- В 2012 году прошел первый открытый набор в отряд космонавтов. Это был интересный шаг. Теперь нужно осмотреться, оценить его правильность, не нужно ли что-то подкорректировать в следующий раз. Через два месяца у набора 2012 года состоятся госэкзамены, по итогам которых мы сделаем выводы. Возможно, по следующему набору в отряд космонавтов будем разрабатывать какую-нибудь другую, новую концепцию.

- Каково состояние штата специалистов ЦПК? Нет ли необходимости его увеличивать или, наоборот, сокращать? Как обстоит дело с уровнем подготовки кадров?

- Уровень подготовки специалистов у нас очень высокий. После реорганизации ЦПК из военной структуры в гражданскую Центр понес некоторые потери в квалифицированном персонале, хотя подавляющее число специалистов остались у нас в качестве гражданских сотрудников. Для восполнения потерь мы приняли на работу ряд молодых гражданских специалистов, но уже достаточно квалифицированных в своем деле.

Увеличивать штат ЦПК не планируется. На наш взгляд, с учетом объема стоящих перед Центром задач и перспектив развития отечественной космонавтики, структурный состав ЦПК сейчас близок к оптимальному.

- Планируется ли увеличивать зарплаты у космонавтов, сотрудников ЦПК?

- Спасибо руководству Роскосмоса и правительству, что оценили сложность и риск работы космонавтов. Сейчас зарплаты космонавтов близки к уровням зарплат астронавтов США и Европы. Все в космосе выполняют одинаковую работу с одинаковой степенью риска, и эта работа должна одинаково вознаграждаться. Чтобы стать космонавтом необходимо пройти полуторагодовую общекосмическую подготовку, затем отбор, еще два года специализированной подготовки в группах, потом два с половиной года подготовки в экипаже. Каждый космонавт ежедневно в течение минимум шести лет готовится к полету, а ведь есть такие, которые ждут полета по 8-15 лет. Представляете, какая нагрузка ложится на человека каждый день? Это же спецтренировки, тренировки по выживанию, полеты на самолетах, прыжки с парашютом. Все кто говорит, что космические полеты - это легко, глубоко ошибаются.

- Нет ли у вас идей привлечь иностранные компании, иностранные инвестиции для развития ЦПК?

- Идея развития Звездного городка, которую мы поддерживаем, принадлежит руководителю Роскосмоса Олегу Остапенко. По его мнению, на базе ЦПК и Звездного городка нужно создать глобальный космопарк, посетители которого могли бы сходить в музей национальной космонавтики, поработать на тренажерах космических кораблей, пройти курс экстремального выживания, попутешествовать в космосе на тренажерах виртуальной реальности, пообедать космической пищей. Мы хотим, чтобы космопарк был интересен и взрослым, и детям. Эту красивую идею мы хотим воплотить в жизнь.

- Как вы будете строить отношения с центром пилотируемой космонавтики, который планируется создать при отраслевом институте Роскосмоса – в ЦНИИмаш? Сообщалось, что этот центр может возглавить прежний начальник ЦПК Сергей Крикалёв.

- Это будут 100% самые тесные связи, потому что мы делаем общее государственное дело. Естественно, что мы будем работать сообща.

Интерфакс-АВН: http://www.militarynews.ru/story.asp?rid=2&nid=338043

Источник: Интерфакс-АВН, фото ЦПК
RSS | Архив новостей
Для подписки на новости введите Ваш e-mail:
Выберите рубрику
Интересные факты
Что видно из космоса
Долгое время бытовал миф о том, что единственным рукотворным объектом, видимым из космоса, является Великая Китайская стена. Однако как раз эту стену увидеть трудно, особенно если не знаешь где именно её искать. Это подтвердил даже первый китайский тайконавт Ян Ливэй. Что касается других объектов, то из космоса хорошо видны египетские Пирамиды. Внимательный взгляд космонавта также может различить многие большие города и шоссе, аэропорты и плотины.