Комплекс «ФМС Наука»
Комплекс «ФМС Наука»
комплекс функционально-моделирующих стендов, включающих компьютерные виртуальные тренажеры по космическим экспериментам (КЭ) и научной аппаратуре (НА) на основе интерактивных 3D-моделей научной НА, в целях подготовки космонавтов по выполнению исследовательских работ по российской «Долгосрочной программе научно-прикладных исследований и экспериментов, планируемых на PC МКС»
Также в ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина» был разработан комплекс «ФМС Наука», включающих компьютерные виртуальные тренажеры по космическим экспериментам (КЭ) и научной аппаратуре (НА) на основе интерактивных 3D-моделей НА, в целях подготовки космонавтов по выполнению исследовательских работ по российской «Долгосрочной программе научно-прикладных исследований и экспериментов, планируемых на PC МКС».
Комплекс «ФМС Наука» включает в свой состав:
-
функционально-моделирующий стенд учебного класса (ФМС УК);
-
функционально-моделирующий стенд комплексного тренажёра (ФМС КТ);
-
специальное программное обеспечение (СПО).
Состав ФМС УК (слева) и ФМС КТ
Космонавт проходит подготовку по целевому оборудованию «Главбокс-С» с использованием компьютерного виртуального тренажера на основе интерактивных 3D-моделей этого оборудования
Комплекс «ФМС Наука» позволяет решать следующие задачи:
-
использование 3D-моделей КЭ и НА для подготовки космонавтов;
-
возможность контролировать и оценивать этапы и итоги подготовки космонавтов с использованием 3D-моделей;
-
возможность планомерного формирования знаний, умений и навыков космонавта, используя в 3D-моделях необходимое количество повторений;
-
возможность проводить обучение с использованием 3D-моделей в соответствии с уровнем подготовленности космонавта по научной программе.
Для создания виртуальных тренажеров по НА и КЭ использовались следующие программные средства:
-
для создания геометрических 3D-моделей: Autodesk 3ds Max (ранее 3D Studio MAX) - полнофункциональная профессиональная программная система для создания и редактирования трёхмерной графики и анимации, разработанная компанией Autodesk;
-
для создания текстур 3D-объектов: Adobe Photoshop - многофункциональный графический редактор, разработанный и распространяемый фирмой Adobe Systems. В основном работает с растровыми изображениями, однако имеет некоторые векторные инструменты;
-
для разработки управляющей программы для воспроизведения графики: Microsoft Visual Studio - линейка продуктов компании Майкрософт, включающих интегрированную среду разработки программного обеспечения и ряд других инструментальных средств.