Образовательный раздел
О Центре
Новости
Корабль «Восток» (Корабль «Восток-ЗА», ЗКА)

Корабль «Восток-ЗА» (заводское обозна­чение - «объект ЗКА») был предназначен для пилотируемого полета по орбите Земли од­ного космонавта. Корабль состоял из двух отсеков: спускае­мого аппарата (СА) и приборного отсека (ПО) с тормозной двигательной установкой ТДУ-1.

Герметичный СА массой 2.4 т имел почти сферическую форму. Снаружи он покрывал­ся теплоизоляцией из асбестовой ткани, пропитанной бакелитовой смолой, толщи­ной от 40 до 110 мм. СА имел три люка диа­метром 1 м. Один у ног космонавта - техно­логический, второй над его головой - для посадки космонавта в СА и катапультирова­ния, третий - люк парашютного контейнера. В СА имелось три иллюминатора.

Космонавт в течение всего полета нахо­дился в спасательном скафандре СК-1, подключенном к бортовой системе жизнеобес­печения (СЖО). СК-1 имел возможность поддерживать пребывание космонавта в разгерметизированной кабине в течение 4 часов и при катапультировании на высоте 10 км. На корабле «Восток-6» космонавт В.В. Терешкова выполнила полет в специаль­ном женском скафандре СК-2. Скафандры СК-1 и СК-2 были разработаны и изготовлены на Машиностроительном заводе № 918 (ныне Научно-производственное предприятие «Звезда») под руководством С.М. Алексеева.

Бортовая система жизнеобеспечения (ОКБ-124, Г.И. Воронин) поддерживала в СА нормальную атмосферу с давлением 755-775 мм рт. ст. В СА находи­лись запасы воды, пищи и емкости для сбо­ра отходов. Космонавт имел возможность поддержи­вать двустороннюю радиосвязь с Землей по одной УКВ и по двум КВ-радиолиниям (сис­тема «Заря», разработка НИИ-695, Л.И. Гу­сев).   КВ-передатчики  системы  «Сигнал» (19.995 МГц) предназначались для передачи данных о самочувствии космонавта. Дубли­рованный комплект радиоаппаратуры «Ру­бин» (Отдельное конструкторское бюро Московского энергетического института ОКБ МЭИ, А.Ф. Богомолов) обеспечивал траекторные измерения. В ОКБ МЭИ была раз­работана и радиотелеметрическая система «Трал П1».

На борту имелся широковещательный ра­диоприемник. Два комплекта приемных и дешифрирующих устройств командной ра­диолинии (НИИ-648, А.С. Мнацаканян) обеспечивали прием на корабле 63 управляющих команд.

Для управления кораблем имелись систе­ма управления движением (по сути - ориен­тации и спуска) «Чайка» (ОКБ-1, Б.В. Раушенбах), оптический ориентир «Взор» (ЦКБ-598, Н.Г. Виноградов), приборная доска, пульт уп­равления и ручка ориентации (ЛИИ, Н.С. Строев).

Приборный отсек массой 2.3 т представ­лял собой два соединенных основаниями усеченных конуса. В нем размещалась аппа­ратура, обеспечивающая работу корабля в орбитальном полете. Со стороны СА ПО имел вогнутую сферическую оболочку, а с противоположной - цилиндрическую нишу для ТДУ-1 (ОКБ-2, А.М. Исаев), тягой 1600 кгс. Резервной ТДУ на корабле не было, поэтому его планировалось выводить на низкую ор­биту, с которой корабль сошел бы самостоя­тельно за счет естественного торможения в атмосфере до того, как истекут ресурсы СЖО космонавта.

СА крепился к ПО металлическими лента­ми. Как и СА, ПО был сделан герметичным и перед полетом заполнялся азотом.

Снаружи на ПО размещались два ком­плекта газовых ракетных двигателей (ГРД) системы ориентации космического корабля, работавших на сжатом азоте, который поступал из сфери­ческих баллонов, также располагавшихся на ПО. В каждом комплекте было по 8 ГРД с тя­гой по 1.5 кгс. Кроме того, на ПО размеща­лись сферические баллоны со сжатым воз­духом для СЖО, 4 антенны переговорной ра­диолинии КВ-диапазона, 4 антенны радио­контроля орбиты (РКО), антенна широкове­щательного приемника, 2 антенны системы «Сигнал», 4 антенны радиотелеметрической системы, жалюзи радиатора-излучателя си­стемы терморегулирования, датчик солнеч­ной ориентации.

Электропитание систем корабля осуще­ствлялось от серебряно-цинковых аккумуляторных батарей (ВНИИИТ, Н.С. Лидоренко). Основная устанавливалась в ПО, дополни­тельная - в СА.

Всего в различных системах корабля бы­ли использованы: 421 электронная лампа, более 600 полупроводниковых транзисто­ров, 56 электродвигателей, около 800 реле и переключателей. Суммарная длина электри­ческих кабелей составила около 15 км.

 

СА совершал посадку по баллистической траектории, при этом работал пеленг в КВ-диапазоне, а после приземления включался пеленг, работавший в УКВ-диапазоне. Парашютная система СА (НИЭИ ПДС, Ф.Д. Ткачев) имела вытяжной парашют пло­щадью 1.5 м2 (вводится на высоте около 7 км), тормозной парашют площадью 18 м2 (вводится на высоте 4 км) и основной - пло­щадью 574 м2 (вводится на высоте 2.5 км). Двигателей мягкой посадки СА не имел.

Космонавт совершал посадку отдельно от СА. Он катапультировался из СА вместе с креслом на высоте около 7 км со скоростью 20 м/с. Затем космонавт отделялся от крес­ла вместе с запасным парашютом и носи­мым аварийным запасом (НАЗ). Сначала вытягивался тормозной парашют площадь 2 м2 и на высоте 4 км – основной, площадью 83.5 м2. Космонавт приземлялся со скорость 5 м/с. Запасной парашют площадью 56 м2 вводился в случае отказа основного.

 

КК «Восток» выводился на орбиту трех­ступенчатой РН «Восток» (8К72К), при этом корабль находился под головным обтекате­лем (ГО) длиной 6.63 м и максимальным ди­аметром 2.58 м. ГО имел люк для аварийно­го катапультирования космонавта. При аварии РН на стартовой позиции космонавт катапультировался со скоростью 48 м/с из СА.

Но на такой малой высоте парашют раскрыться не мог, и поэтому для спасения кос­монавта над газоотводным каналом была натянута сетка, в которую он должен был упасть, При аварии РН на начальном участке выведения космонавт имел возможность катапультироваться из СА вместе с креслом при помощи двух пороховых двигателей, которые должны были увести его вверх и в сторону от РН на безопасное расстояние. После этого должна была срабатывать штатная парашютная система посадки кос­монавта.

 

При штатном полете все управление ко­раблем происходило автоматически, тем не менее космонавт имел возможность вручную сориентировать корабль и выдать тормозной импульс для посадки. Но в то время никто не мог предсказать реакцию нервной системы человека на условия космического полета. Чтобы лишить «обезумевшего» пилота возможности вмешаться в работу автоматики, решили поставить шифро-логический замок. Его код (число 125) был вручен в запечатан­ном конверте Ю.А. Гагарину перед стартом. В дальнейшем от кодового замка отказались.

 

  1. Антенны системы связи с Землей «Заря».
  2. Приборный отсек.
  3. Жалюзи системы терморегулирования.
  4. Сопла ориентации ТДУ.
  5. Антенны системы «Сигнал».
  6. Тормозная двигательная установка.
  7. Антенны телеметрии.
  8. Солнечный датчик.
  1. Космонавт в катапультируемом кресле.
  2. Иллюминаторы.
  3. Телекамера.
  4. Ручка управления ориентацией.
  5. Приборная доска.
  6. Антенны командной радиолинии.
  7. Спускаемый аппарат.
  8. Баллоны со сжатым газом системы ориентации.

 

RSS | Архив новостей
Для подписки на новости введите Ваш e-mail:
Выберите рубрику
Интересные факты
Несчастливые даты Байконура
Есть на Байконуре и "несчастливые даты". Старт никогда не назначают на 24 октября. В этот день вообще не проводят на стартовых площадках никаких серьезных работ. 24 октября 1960 года на стартовом столе Байконура произошел взрыв ракеты-носителя МБР Р-16, погибли десятки человек. 24 октября 1963 года на стартовом столе вспыхнула ракета Р-9А. Сгорели восемь человек.