Работами по созданию 7К-ОК непосредственно руководили К.Д. Бушуев, М.К. Тихонравов и К.П. Феоктистов (компоновка и конструкция), Б.Е. Черток (комплекс бортовых систем). Ведущим конструктором 7К-ОК сначала являлся Е.А. Фролов, а затем -А.Ф. Тополь.
Корабль 7К-ОК «Союз» состоял из трех отсеков: спускаемого аппарата (СА), бытового (БО) и приборно-агрегатного отсека (ПАО). Отсеки соединялись между собой механически и на этапе спуска с орбиты разделялись с помощью пиротехнических устройств. Масса корабля составляла 6.4-6.5 т, длина (по корпусу) - 6.98 м, максимальный диаметр - 2.72 м, объем двух жилых отсеков (БО и СА) по гермокорпусу - 10.45 м3, свободный объем - 6.5 м3. Время активного существования на орбите - до 10 суток.
СА (масса - 2.8 т, максимальный диаметр - 2.2 м, длина - 2.16м, свободный объем 2.5 м3) предназначался для размещения экипажа (от одного до трех космонавтов) на участке выведения на орбиту, при управлении кораблем в полете и во время приземления.
БО массой 1.2-1.3 т состоял из двух полусфер диаметром 2.2 м, соединенных цилиндрической вставкой высотой 0.3 м, свободный объем - 4 м3. Он использовался как рабочий отсек, служил местом проведения экспериментов, отдыха и питания экипажа. БО имел два обзорных иллюминатора и два люка. Нижний люк предназначался для перехода экипажа в СА, боковой (диаметром 0.64 м) - для посадки экипажа в корабль на стартовой позиции и для выхода космонавтов в открытый космос. Во время этой операции весь БО использовался как шлюзовая камера. В отсеке также располагались пульты управления, приборы и агрегаты, бытовое оборудование и научная аппаратура. Снаружи на верхней части БО размещался стыковочный агрегат, а также антенны радиокомплекса.
ПАО массой 2.7-2.8 т предназначался для размещения аппаратуры и оборудования основных бортовых систем корабля. Конструктивно ПАО состоял из трех отсеков: переходного (ПхО), приборного (ПО) и агрегатного (АО).
Отсеки корабля снаружи закрывались экранно-вакуумной теплоизоляцией (ЭВТИ) с внешним слоем из стеклоткани зеленого цвета. Все беспилотные корабли оснащались системой автоматического подрыва объекта (АПО; НИИ-137, В.А. Костров).
Система ориентации и управления движением (СОУД) корабля (отдел № 27 ОКБ-1, Б.В. Раушенбах) обеспечивала ориентацию корабля на орбите и выполнение маневров. Система обеспечивала также солнечную ориентацию, при которой корабль разворачивался так, чтобы свет падал на солнечные батареи. В качестве датчиков использовались трехстепенные гироскопы, датчики угловых скоростей, акселерометры, а также приборы для построения ориентации: солнечные, звездные, ионные датчики и датчики инфракрасной вертикали Земли (последние стали устанавливаться, начиная с корабля №7).
Для работы в условиях орбитального полета корабль 7К-ОК имел систему командной радиолинии (КРЛ), радиотелеметрическую систему БР-9 (НИИ-885, М.С. Рязанский), телевизионную систему «Кречет» (ВНИИТ, И.А. Росселевич), систему радиосвязи «Заря» (МНИИ РС, Ю.С. Быков), которая работала в КВ- и УКВ-диапазонах и обеспечивала связь на орбите при спуске после разделения отсеков (с помощью щелевой антенны, встроенной в теплозащиту крышки люка СА), а также пеленгацию и связь после посадки.
В систему электропитания корабля входили: основная буферная (емкость 300 Ач) и резервная (75 Ач) серебряно-цинковые аккумуляторные батареи (АБ). Для подзарядки буферной батареи использовались солнечные батареи, жестко закрепленные на корпусе ПАО (две панели общей площадью 11-14 м2 и размахом 8-11 м). Напряжение электросети равнялось 24 В.
Корабли 7К-ОК оснащались радиотехнической системой сближения и стыковки «Игла» (НИИ-648, А.С. Мнацаканян), которая позволяла производить стыковку кораблей как в автоматическом режиме (основной вариант), так и в ручном (запасной вариант).
Для выполнения стыковки на корабли устанавливались стыковочные агрегаты двух видов: активный («штырь») и пассивный («конус»). Агрегаты обеспечивали жесткое механическое стягивание и соединение электрических разъемов кораблей. Внутреннего люка-лаза не было, и поэтому переход космонавтов из одного корабля в другой мог быть осуществлен только в скафандрах через открытый космос. В зависимости от агрегата стыковки корабли разделялись на два вида: активные (обозначались как 7К-ОК(А) и имели четные заводские номера) и пассивные (7К-ОК(П) с нечетными заводскими номерами).
Форма СА, положение его центра масс и система управления спуском (СУС) позволяли спускаемому аппарату совершать управляемый спуск с аэродинамическим качеством 0.25 (с перегрузкой не более 3-4 g). Управление спуском осуществлялось с помощью газовых реактивных двигателей (ГРД), работающих на перекиси водорода. В СУС входили два ГРД по рысканию и два ГРД по тангажу тягой по 7.5 кгс, а также два ГРД по крену тягой по 15 кгс. СА мог совершать спуск и по баллистической траектории (это был запасной вариант посадки) с перегрузкой 7-8 g и более.
Корабли 7К-ОК оснащались двумя парашютными системами (НИЭИ ПДС, Ф.Д. Ткачев, с 1968 г. Н.А. Лобанов). Основная система парашютирования (ОСП) имела купол площадью 1000 м2, запасная система парашютирования (ЗСП) - купол площадью 570 м2. Парашюты размещались в герметичных контейнерах в СА, имевших форму эллиптического цилиндра (объем для ОСП 0.27 мЗ и 0.17 мЗ для ЗСП).
На кораблях 7К-ОК экипаж выполнял посадку, находясь в спускаемом аппарате. Для этого на днище СА, под сбрасываемым лобовым экраном, устанавливались четыре двигателя мягкой посадки (ДМП; завод «Искра», И.И. Картуков). Скорость приземления СА на ОСП составляла 6-8 м/с. ДМП включались непосредственно у поверхности и гасили эту скорость до нуля. СА мог совершать посадку как на сушу, так и на воду.
Для корабля «Союз» принципиально по-новому была решена проблема спасения экипажа в случае аварии РН - была специально создана система аварийного спасения (САС). Главным ее элементом была твердотопливная двигательная установка (завод «Искра»), устанавливаемая на головной обтекатель. В отличие от «Востока», где отделение корабля от РН могло быть выполнено только после выключения ее двигателей, САС «Союза» позволяла осуществить спасение экипажа и на активном участке траектории, при работающих двигателях ракеты.
Так как запуски «Союзов» должны были выполняться попарно с интервалом в сутки, то было решено использовать две стартовые площадки: № 1 («гагаринскую») и № 31, которая использовалась для боевого дежурства МБР Р-7А и с 1964 г. - для запусков беспилотных КА.
Корабли 7К-ОК выводились на орбиты с апогеем 220-230 км, перигеем 180-210 км, наклонением 51.7о и периодом обращения 88.4-88.6 мин.
|
|