Стыковочный отсек (СО, изделие 316ГК) был разработан и изготовлен в РКК «Энергия» для стыковок шаттлов к модулю «Кристалл» без предварительной его перестыковки с бокового на осевой узел ПхО Базового блока «Мира». Отсек имел длину 4.7 м по плоскостям шпангоутов стыковочных узлов и диаметр герметичного отсека 2.2 м. Максимальная длина (по лепесткам стыковочных узлов) - 5.1 м, максимальная ширина (по концам горизонтальных цапф крепления в грузовом отсеке шаттла) - 4.9 м, максимальная высота (от конца килевой цапфы до контейнера дополнительной СБ) - 4.5 м. Масса СО вместе с двумя доставляемыми СБ и узлами крепления в грузовом отсеке шаттла - 4350 кг.
Герметичный корпус СО был образован цилиндрической обечайкой диаметром 2.2 м и двумя сферическими днищами радиусом 1.1 м. Герметичный объем стыковочного отсека - 14.6 м3. По оси обоих днищ устанавливались два андрогинных периферийных агрегата стыковки типа АПАС-89: один для стыковки СО к модулю «Кристалл» (АПАС-1), другой - для стыковки с шаттлом (АПАС-2). Один узел был повернут относительно другого на 25° - для того, чтобы струи из направленных вверх двигателей шаттла не били в сторону станции. В центре люка узла АПАС-1 был сделан иллюминатор для телекамеры, обеспечивающей стыковку комбинации «шаттл+СО». В центре люка АПАС-2 стояла стыковочная мишень для шаттла. Около каждого узла имелся клапан выравнивания давления.
Электропитание всех систем отсека обеспечивалось от станции «Мир» через разъемы в узле АПАС-1. Внутри СО были установлены блок плавких предохранителей и электророзетки. Информационные каналы для управления системами СО из шаттла шли через мультиплексор-демультиплексор и два разъема на АПАС-2. Программное обеспечение шаттла отслеживало состояние и работу систем СО: давление и температуру внутри отсека, работу вентиляторов системы терморегулирования, состояние и работу обоих стыковочных узлов. После стыковки с «Кристаллом» вся информация из СО пошла через два электроразъема на узле АПАС-1 в управляющий информационно-вычислительный комплекс «Мира».
Внутри СО были установлены пульты управления обоими стыковочными узлами, блок энергопитания АПАС, блок управления клапанами давления, блок включения питания и панель управления СОТР. Для обеспечения заданного теплового режима снаружи отсек был закрыт экранно-вакуумной теплоизоляцией. Активная система терморегулирования СО включала гидроконтур с циркулирующим хладагентом и блоком автоматических переключателей, электрические нагреватели и вентиляторы. Вентиляторы обеспечивали и циркуляцию воздуха. Для поддержания требуемых параметров по чистоте атмосферы в отсеке стоял пылесборник.
Внутренними «стенами» гермокорпуса были декоративные панели, за которыми проходили электрические и пневматические коммуникации. В сферические днища СО вварили технологические клапаны наддува и сброса давления, используемые при проверке на герметичность на Земле.
Снаружи СО были закреплены многоразовая солнечная батарея (МСБ) и солнечная батарея дооснащения (СБД), средства захвата СО манипулятором шаттла, средства обеспечения стыковки, отрывная плата РОА, поручни для перемещения космонавтов снаружи отсека.
МСБ, полностью изготовленная российской стороной, являлась точной копией двух батарей, запущенных с модулем «Кристалл». Сначала ее планировали установить на торце модуля «Природа», однако предпочли «под завязку» забить «Природу» американской научной аппаратурой, а МСБ пока поставить на СО. Батарея СБД имела в своем составе аналогичную российскую механическую часть для развертывания и свертывания и американские фотоэлектрические преобразователи (ФЭП). Общая площадь двух батарей - 76 м2. Позднее батареи были перенесены на модуль «Квант» и там установлены.
В грузовом отсеке шаттла СО фиксировался основным креплением (две цапфы по левому и правому борту), стабилизирующим (одна цапфа по левому борту) и килевым (одна цапфа снизу). Такелажный узел для манипулятора шаттла стоял на сферическом днище со стороны «Кристалла».
|
|