Образовательный раздел
О Центре
Новости
Исследовательский модуль «Природа»

Научно-исследовательский модуль «При­рода» (77КСИ №17401, ЦМ-И) был запущен 23 апреля 1996 г. в 14:48:50 ДМВ с пусковой установки 23 81-й площадки космодрома Байконур ракетой «Протон-К». 26 апреля в 15:42:32 ДМВ (12:42:32 UTC) модуль причалил к осевому узлу ПхО. 27 апреля была выполнена его перестыковка на левый боковой узел ПхО.

Основное назначение «Природы» - иссле­дование поверхности и атмосферы Земли, ат­мосферы в непосредственной близости от «Мира», влияния космического излучения на организм человека и поведения различных материалов в условиях космического пространства, а также получение в условиях неве­сомости особо чистых лекарственных препа­ратов. Кроме того, модуль использовался для доставки на «Мир» грузов, а топливо, остав­шееся в баках после стыковки, - для коррек­ций орбиты станции и изменения ориентации.

Длина модуля по корпусу - 11.55 м, мак­симальный диаметр - 4.10 м, объем герметичного корпуса - 65 м3. Стартовая масса с головным обтекателем и проставкой - 23500 кг, масса модуля на орбите после отделения от РН- 19340 кг.

Герметичный приборно-грузовой отсек (ПГО) - основа конструкции модуля «Приро­да» - служил для размещения служебных си­стем, научной аппаратуры, доставляемых грузов. Герметичный корпус ПГО имел максимальный диаметр - 4.10м, минимальный - 2.90 м, длину - 8.86 м, объем - 65 м3. Внутри был установлен каркас интерьера, на кото­ром размещались блоки служебных систем и научной аппаратуры.

ПГО был условно разделен на три секции: ПГО-1, ПГО-2 и ПГО-3. Первым после стыко­вочного узла «Природы» шел ПГО-2, состояв­ший из двух обечаек в виде усеченных кону­сов, соединенных большими диаметрами. В нем размещались в основном приборы и аг­регаты системы станционного борта. Под па­нелями «пола» и «стен» в районе конической обечайки располагались контейнеры с аме­риканской научной аппаратурой для экспери­ментов в области микрогравитации, фунда­ментальной биологии, науки о космосе, для изучения сердечно-сосудистой деятельности, для снижения риска будущих космических разработок (общая масса - 935.5 кг). По ле­вому борту ПГО-2 был пост управления фран­цузским аэрозольным лидаром «Алиса».

За ПГО-2 шел цилиндрический ПГО-1 диа­метром 2.90 м, где размещались приборы и агрегаты систем модуля. Под «полом» стояли буферные ба­тареи, а над ними - рама со 160 литиевыми батареями суммарной емкостью 6720 А-ч, обеспечивавшими электропитание модуля на этапе ав­тономного полета. После стыковки с «Миром» литиевые батареи были демонти­рованы и загружены в «Про­гресс М-31» для утилизации. Дальше находились блоки электрофоретической уста­новки «Ручей-2». За боковы­ми съемными панелями нахо­дилась аппаратура служеб­ных систем.

В ПГО-1 при запуске «При­роды» размещался оптичес­кий блок германского оптоэлектронного стереосканера MOMS-2P. Позже экипаж вынес блок в от­крытый космос и установил на штатном мес­те снаружи ПГО-1.

Третьим шел отсек ПГО-3, образованный цилиндрической обечайкой диаметром 2.90 м и заканчивавшийся сферическим днищем. Внутри были блоки научной аппа­ратуры и некоторых служебных систем и грузы. На левом борту ПГО-3 имелись два иллюминатора: на ближнем к стыковочному агрегату был установлен оптический блок системы «Алиса», а на ближнем к сферичес­кому днищу мог устанавливаться оптичес­кий блок аппаратуры «Уровень» или инфра­красный спектрометр «МОЗ-Обзор».

На левом борту снаружи ПГО-1 была сде­лана площадка для установки оптического блока стереосканера MOMS-2R. Снизу ПГО-3 была закреплена штанга со сложенной антен­ной радиолокатора бокового обзора «Тра­верс- 1П». Антенну раскрыли после перестыковки «Природы» на штатный боковой узел ПхО «Мира». Снаружи ПГО-3 были установле­ны многочисленные сканирующие радиомет­ры СВЧ-комплекса «Икар», радиометры РП-225, РП-600 и Р-400, интерферометр «Озон-Мир», фотометр ДК-33 и др. Было снаружи и универсальное рабочее место для сменной научной аппаратуры. При запуске там стояли приборы для исследования свойств матери­алов в условиях открытого космоса «Тепло­физика» и «Коэффициент», а также прибор для измерения температурных режимов струй ракетных двигателей «Струя». Снаружи ПГО стояли также прецизионный радиовысо­томер «Гребень», аппаратура для исследова­ния космического излучения «Канопус», кос­мический барометр «Индикатор».

Приборная рама на сферическом днище ПГО-3 предназначалась для монтажа научной аппаратуры. Здесь устанавливались два многозональных сканирующих устройства среднего разрешения с конической разверт­кой МСУ-СК и высокого разрешения на ПЗС-структурах МСУ-Э, а также сканирующий ин­фракрасный спектрометр «Исток-1», скани­рующий Фурье-интерферометр «Допи» и ан­тенна радиолюбительской связи SAREX-2.

  1. активный стыковочный узел;
  2. приборно-грузовой отсек ПГО-2;
  3. блок двигателей коррекции и сближения;
  4. приборно-грузо-вой отсек ПГО-1;
  5. солнечные датчики системы управления движением;
  6. топливный бак;
  7. антенны системы «Куб-Контур»;
  8. антенны системы «Курс»;
  9. оптический блок системы «Алиса»;
  10. панорамный радиометр РП-600 комплекса «Икар-Н»;
  11. трассовые радиометры Р-30, Р-80, Р-1 35 и РП -225 комплекса «Икар-Д»;
  12. интерферометр «Озон-Мир»;
  13. приборная рама;
  14. панорамный радиометр Р-400 комплекса «Икар-Д»;
  15. сканирующий инфракрасный спектрометр «Исток-1»;
  1. сканирующий Фу­рье-интерферометр «Допи»;
  2. многозональное сканирующее устройство среднего разрешения с конической разверткой МСУ-СК;
  3. многозональное сканирующее устройство высокого разрешения МСУ-Э;
  4. блоки двигателей малой тяги; 
  5. антенна радиоло­катора бокового обзора «Траверс-1 П»;
  6. оптический блок аппаратуры «Уровень»;
  7. приборно-грузовой отсек ПГО-3;
  8. антенны системы «Куб-Контур»;
  9. баллоны с гелием;
  10. датчики инфракрасной вертикали системы управления движением;
  11. блок двигателей коррекции и сближения;
  12. пульт управления аппаратурой «Алиса»;
  13. блоки двигателей малой тяги;
  14. антенны системы «Курс».

 

RSS | Архив новостей
Для подписки на новости введите Ваш e-mail:
Выберите рубрику
Интересные факты
Полеты на Луну. Открытки
Когда НАСА готовило к запуску лунные миссии, ни одна страховая компания не взялась застраховать жизнь астронавтов, так как риски были слишком велики. Чтобы компенсировать семьям астронавтов расходы после возможной гибели последних, НАСА выпускало специальные открытки, на которых члены экипажа расписывались перед самым вылетом. Если бы кто-то из астронавтов погиб, их семьи смогли бы продать открытки коллекционерам по хорошей цене, однако все лунные полёты от Аполлона-11 до Аполлона-16 в итоге обошлись без жертв.